Бюджет города Владимира-2019: дальше так жить нельзя

 

 

Слышат ли во Владимирской области Президента Российской Федерации? Этот вопрос задал один из участников публичных слушаний по проекту бюджета города Владимира на 2019 год, которые 23 ноября организовал городской Совет народных депутатов.

В минувшую пятницу зал заседаний Владимирского горсовета на Горького, 36 был заполнен до отказа. Главный финансовый документ областной столицы волнует многих жителей: горожане хотят видеть родной Владимир процветающим городом, но возможности городского бюджета таковы, что его уже называют «бюджетом выживания».

Представляя проект бюджета-2019, начальник финансового управления мэрии Вера Трусова подчеркнула, что 74% всех расходов, или 5 млрд. 204 млн рублей, направят на социальную сферу. Это на 71 млн рублей больше, чем в 2018 году. Город сделает все возможное, чтобы выполнить перед жителями все социальные обязательства, но с каждым годом это становится все труднее.

Объем доходов города Владимира в 2019 году определен в размере 6,684 млрд. рублей, расходов — 7,022 млрд. рублей. Дефицит придется покрывать за счет заимствований из разных источников, в том числе — банковскими кредитами. Участники публичных слушаний задали резонный вопрос, почему Владимир, являющийся для Владимирской области городом-донором, оказался в такой сложной ситуации?

Такой же вопрос вправе задать и жители других муниципальных образований, которые чувствуют себя «загнанными в угол». Президент РФ Владимир Путин недавно напомнил, что государство должно уделять «приоритетное внимание укреплению института местного самоуправления, повышению его эффективности и ресурсных возможностей». Президент сам работал в муниципалитете, поэтому хорошо знает, что именно «муниципальный уровень власти максимально близок к людям и к их реальным заботам». В администрации Владимирской области спорить с Президентом, вроде бы, не рискуют, но делают по-своему — с поправкой на «бухгалтерские» представления о выравнивании бюджетов разных уровней.

В результате, доля налоговых доходов, собранных, например, на территории города Владимира и остающихся в городском бюджете, ежегодно снижается. Если в 2013 году она составляла 15,9%, то в 2017 году снизилась до 10,3%. А по итогам 2018 года составит и того меньше — около 9,5%.

Жители Владимира далеки от местечкового сепаратизма и хорошо понимают, что должны отдавать в областную налоговую «кубышку» больше других городов и районов. Но не до такой же степени. Выступая на ноябрьском заседании Законодательного Собрания Владимирской области, глава администрации города Владимира Андрей Шохин сказал четко и ясно: бюджеты муниципалитетов довели, что называется, «до ручки», и вряд ли первому вице-губернатору по финансовой политике Вячеславу Кузину следует гордиться таким «достижением». У областной столицы отобрали почти все. Так, в 2017 году налогоплательщики города Владимира выплатили налог на доходы физических лиц в размере 7 млрд. 606 млн рублей. Сколько осталось в городе? Чуть больше 1,5 млрд.

В 2013 году областные власти ввели вместо единого налога на вмененный доход новую систему налогообложения предпринимателей — патент, который должен был увеличить поступления в местный бюджет. Но ничего хорошего не вышло, в результате городской бюджет лишился почти 20 млн рублей. И таких примеров критично много.

Слышат ли обескровленные муниципалитеты на высоких этажах областной власти — вопрос риторический. Не так давно первый вице-губернатор по финансовой политике заявил о том, что областной бюджет, в отличие от муниципальных, будет профицитным. И посоветовал муниципалам усилить сбор налогов и недоимок на вверенных территориях. Ну, и конечно, по-отечески помог: чтобы муниципалитеты поправили свое бедственное материальное положение, им разрешили собирать акциз на… медовуху. Спасибо. Приплыли.

Ситуация анекдотичная, но депутатам Владимирского горсовета и жителям города Владимира не до смеха. Модератор публичных слушаний, председатель комитета горсовета по бюджетной и налоговой политике Леонид Фоменко назвал городской бюджет-2019 очень сложным:

— Даже жители называют его бюджетом выживания. В следующем году будет достигнут максимальный предел бюджетного дефицита, поэтому нужна инвентаризация расходов, которые город несет вне рамок своих полномочий. Только один пример: оплата труда младших воспитателей в детских садах обходится бюджету города Владимира в 150 млн рублей в год, хотя, по закону об образовании, это полномочия области. В Иваново, Рязани, Ярославле расходы финансирует область, у нас — почему-то город.

Леонид Фоменко, к слову, представляющий партию «Единая Россия», убежден: «Горсовет должен инициировать переговоры с регионом, чтобы областная власть не просто пришла на помощь городу, но и понимала степень своей ответственности. Владимир — областная столица, требования к областному центру и по благоустройству, и по качеству предоставления услуг максимально высокие, а денег в городском бюджете с каждым годом все меньше. Это несправедливо. И проблема не только в сложной экономической ситуации, каждый из нас видит это по своему кошельку. Проблема в обязательствах, которые возлагаются на город без должного финансового обеспечения, и я надеюсь, что в областной администрации жителей города Владимира наконец-то услышат».

С единороссами согласны и представители оппозиции. Депутат от партии «Яблоко» Дмитрий Кушпита был еще более категоричен:

— Мне резанули слух слова жителя, который только что назвал бюджет города Владимира бюджетом выживания, а не развития. Это действительно так, потому что в последние годы на город «сбрасывают» все больше и больше полномочий, не подтвержденных финансированием. На комитетах горсовета депутаты не раз говорили об изменении налоговых поступлений, которые должны оставаться во Владимире. Это и транспортный налог, и пересмотр процентного соотношения налога на доходы физических лиц: раньше городу доставалась до 40%, сейчас в 2 раза меньше. Оставляйте нам хотя бы 25%, это дополнительно 300-400 млн рублей, которые нужны городу как воздух.

Поддержав Леонида Фоменко, Дмитрий Кушпита сказал, что нужно незамедлительно садиться за стол переговоров и с областными законодателями, и с администрацией области: «Хватит перекладывать на муниципалитет полномочия без финансирования. Владимир — локомотив областной экономики, город-донор, но даже у нас больше нет подушки безопасности. Она сдулась!».

Безусловно, бюджет города Владимира-2019 будет принят, и городские власти выполнят свои обязательства перед жителями. Но, как справедливо говорят горожане: дальше так жить нельзя. Услышит ли владимирцев новоизбранный губернатор Владимирской области Владимир Сипягин?

Источник: Администрация города Владимир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *