Генетики назвали вид обезьян, заразивших человечество герпесом

© AP Photo / Mark Thiessen/National Geographic via APОкаменелости обнаруженные за пределами ЙоханнесбургаГенетики назвали вид обезьян, заразивших человечество герпесом

Генетики назвали вид обезьян, заразивших человечество герпесомПростуда на губах может быть связана с проблемами памяти — ученые

Генетические тайны истории

Вирус герпеса является одним из самых распространенных патогенов на Земле. Существует два подтипа этого вируса hsv-1, хорошо известный публике как «простуда» на губах, и hsv-2, следы заражения которым появляются в окрестностях половых органов. По текущим оценкам ВОЗ, носителями первого вируса является примерно половина взрослого населения Земли, а второго около 10-16%.

Достаточно долгое время герпес, в особенности hsv-1, считался достаточно безобидным вирусом, однако в последние годы начали появляться свидетельства того, что он может быть связан с развитием болезни Альцгеймера, энцефалита, некоторых форм рака половых органов и ряда других опасных болезней. Ситуация осложняется тем, что вакцины от герпеса пока не существует, и поэтому человек остается заражен вирусом на протяжении всей своей жизни.Генетики назвали вид обезьян, заразивших человечество герпесомУченые случайно нашли сверхэффективное лекарство от герпеса

Гулдкрофт и ее коллеги изучали ДНК различных штаммов человеческого герпеса и его ближайших «обезьяньих» родичей в надежде раскрыть родословную вируса и понять, как и когда им начали заражаться наши предки. Для этого ученые подсчитали число мелких мутаций в ДНК вирусов людей и приматов, составили их древо эволюции и сравнили его с тем, как развивался человек и другие гоминиды в последние 4-5 миллионов лет.

Подобный подход, как объясняют исследователи, позволил им не только выяснить, когда именно возникла человеческая разновидность герпеса, но и понять, какие именно древние родичи человека могли послужить их источником.

«Потерянное звено» инфекции

Первый подтип вируса, как отмечают ученые, имеет более древнюю эволюционную историю он появился в то время, когда разделились предки шимпанзе, человека и бонобо, около 7-6 миллионов лет назад. С другой стороны, история появления hsv-2 оказалась гораздо более сложной и интересной.

Этот вирус, как обнаружили генетики, появился в человеческой популяции совсем недавно, около 1,5-2 миллионов лет назад. Его источником, судя по общим чертам в устройстве ДНК разных штаммов генитального герпеса, были предки современных шимпанзе, а также один из древних видов гоминид, служивший своеобразным «передаточным звеном» в приспособлении вируса к человеку. Генетики назвали вид обезьян, заразивших человечество герпесомУченые: плохие вакцины способствуют эволюции более зловредных вирусов

На роль этого передаточного звена, как считают ученые, претендует один конкретный вид протолюдей парантроп (Paranthropus boisei). Эти древние гоминиды могли или съесть часть тела зараженной обезьяны, или вступить с ней в половой контакт, после чего мясом одного из его сородичей, зараженных герпесом, могли питаться уже прямые предки людей, прямоходящие люди, Homo erectus.

В пользу этого говорит то, что в момент появления вируса и парантропы, и древние люди, и предки шимпанзе жили на одной и той же территории в окрестностях озера Туркана на востоке Африки. Только там, как предполагают ученые, был возможен подобный обмен вирусами между тремя видами древних приматов.

С другой стороны, загадкой остается то, как этот вирус научился распространяться половым путем и заражать преимущественно половые органы. Генетический анализ показывает, что изначально он был похож на hsv1 и поражал ротовую полость и губы, и пока не понятно, что заставило его перепрофилироваться на половые органы. Возможно, что причиной этого были небольшие размеры и изолированность популяций первых людей.

Источник: http://ria.ru/science/20171002/1506011595.html